На главную

 

 

Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5957/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 21 февраля 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А.,

с участием заявителя Федосина С.Г.,

представителей заинтересованных лиц Шляхтина П.С., Чернышевой М.И., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федосина С.Г. о признании незаконным бездействия Главы города Перми и Главы администрации г. Перми,

у с т а н о в и л :

Федосин С.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Главы города Перми и Главы администрации г. Перми в части не направления проекта нормативного правового акта, регулирующего установление процедуры и критериев предоставления гражданам земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей, для рассмотрения в Пермской городской Думе. В обоснование своих требований указал, что в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности; для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Как следует из преамбулы решения Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. N 260 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми», оно было принято во исполнение требования Земельного кодекса РФ и в первую очередь – в соответствии с порядком, установленным ст. 34 Земельного кодекса РФ. Однако решением Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2011 года по делу N 2-1199/2011 установлено, что указанное решение Пермской городской Думы не регулирует отношения, устанавливающие процедуру предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей ведения садоводства и огородничества. В этом же решении указывается, что Пермская городская Дума не приняла правовой акт, регулирующий данную процедуру. В соответствии с п. 2 ст. 47 Устава г. Перми правотворческая инициатива реализуется внесением в Думу соответствующего проекта правового акта. Право вносить проект нормативного правового акта на рассмотрение Думы принадлежит Главе города - председателю Думы, главе администрации города и иным субъектам правотворчества. Однако ни Глава г. Перми – Председатель Пермской городской Думы, ни Глава администрации г. Перми не внесли в Пермскую городскую Думы проект нормативного акта, регулирующего процедуру и критерии предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей ведения садоводства и огородничества и других аналогичных целей. Бездействие данных лиц приводит к невозможности исполнения ст. 34 Земельного кодекса РФ, что нарушает конституционные права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, поскольку он с 2008 года не может получить ни в собственность ни в аренду земельный участок, используемый под садоводство с 1991 года. Заявитель просил признать незаконным бездействие Главы города Перми и Главы администрации г. Перми в части не направления проекта нормативного правового акта, регулирующего установление процедуры и критериев предоставления гражданам земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей, для рассмотрения в Пермской городской Думе; обязать Главу города Перми и Главу администрации города Перми направить в Пермскую городскую Думу проект указанного нормативного акта.

В ходе рассмотрения дела заявитель требования дополнил, просил также признать факт не направления Главой города Перми и Главой администрации города Перми проекта нормативного правового акта, регулирующего установление процедуры и критериев предоставления гражданам земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей, для рассмотрения в Пермской городской Думе.

В судебном заседании заявитель на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании с требованиями не согласны по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Во исполнение требований Земельного кодекса решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. № 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми согласно приложению N 1.

Как следует из материалов дела и установлено решением Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2011 года, распоряжением исполнительного комитета Дзержинского районного Совета народных Депутатов от 03.04.1991 года 38 за Федосиным С.Г. временно, без права возведения капитальных строений, закреплен земельный участок площадью 6 соток, находящийся между садовым кооперативом порта «Пермь» и дамбой в продолжение <адрес>.

19 июня 2008 года Федосин С.Г. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в Дзержинском районе г. Перми, используемого им с 1991 года как садовый участок, указав цель использования – под садоводство.

27 августа 2008 года Департаментом земельных отношений администрации г. Перми дан ответ, согласно которому предоставление земельных участков в собственность для целей садоводства не предусмотрено решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. № 260.

Федосин С.Г. обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части решения Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. № 260, просил признать недействующими п.п. 1.7, п.п. 1.7.1. и абз. 6 п.п. 1.8.1 утвержденного оспариваемым решением Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории города Перми, в части запрета на предоставление гражданам земельных участков в собственность для садоводства и огородничества.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2011 года по делу №2-1199/2011 в удовлетворении требований Федосина С.Г. отказано. При этом решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что данным нормативным актом не регулируются отношения устанавливающие процедуру предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей ведения садоводства и/или огородничества, поскольку по смыслу ст. 1 федерального закона 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», как садовый, так и огородный земельные участки, по своему статусу, в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории, предполагают возможность возведения на них капитальных или некапитальных жилых строений и хозяйственных построек, т.е. возможность осуществления их застройки.

Также судом установлено и не оспаривается сторонами, что решение, регулирующее процедуру и критерии предоставления гражданам земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей, Пермской городской Думой не принималось; проект нормативно-правового акта, регулирующего предоставление гражданам земельных участков для целей садоводства, огородничества и иных аналогичных целей, в Пермскую Городскую Думу не поступал и не рассматривался.

Согласно п. 2 ст. 47 Устава г. Перми правотворческая инициатива реализуется внесением в Думу соответствующего проекта правового акта. Право вносить проект нормативного правового акта на рассмотрение Думы принадлежит Главе города - председателю Думы, депутатам Думы, комитетам Думы, рабочим группам, созданным решениями Думы, главе администрации города, а также Контрольно-счетной палате города Перми, избирательной комиссии города Перми - по вопросам, отнесенным к их компетенции; органам территориального общественного самоуправления, группам жителей (граждан) города Перми в соответствии со статьей 12.3 настоящего Устава.

Между тем, суд не усматривает незаконного бездействия субъектов правотворческой инициативы, в частности Главы города Перми и Главы администрации города Перми по не направлению в Пермскую городскую Думу проекта данного нормативного акта в силу следующего.

Согласно п. 2 и п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и(или) законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 7).

Согласно ч. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Частью 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из указанных норм усматривается, что порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства. Крестьянского (фермерского) хозяйства и иных аналогичных целей устанавливается Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что установление процедуры и критериев предоставления гражданам земельных участков для ведения садоводства и огородничества, крестьянского (фермерского) хозяйства и иных аналогичных целей не относится к компетенции Пермской городской Думы.

Ссылка заявителя на ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающую обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не может быть принята во внимание, поскольку предоставление земельных участков на основании Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не исключает возможности застройки данных земельных участков, следовательно, указанная правовая норма не распространяется на порядок установления процедуры предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей.

Согласно ст. 40 Устава г. Перми Пермской городской Думе принадлежит право от имени населения города Перми в пределах своих полномочий принимать решения, вступать в отношения с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти и общественными объединениями, другими юридическими и физическими лицами.

Согласно ст. 47 Устава г. Перми Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Перми, решение об удалении Главы города - председателя Думы в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Думы и иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом.

Компетенция Пермской городской Думы установлена ст. 41 Устава г. Перми, где перечислены полномочия Думы, а также установлено, что Дума осуществляет иные полномочия, отнесенные к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом.

Таким образом, принятие Пермской городской Думой нормативного правового акта возможно лишь в пределах ее полномочий, установленных федеральными законами, законами Пермского края и Уставом г. Перми. В связи с этим направление в Пермскую городскую Думу проекта нормативно-правового акта по вопросам, не относящимся к ее компетенции, не соответствует целям правотворческого процесса.

Кроме того, суд принимает во внимание то, обстоятельство, что субъекты правотворческой инициативы – это субъекты, которые наделены правом вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Таким образом, осуществление правотворческой инициативы является правом, а не обязанностью Главы города Перми и Главы администрации города Перми и не реализация ими данного права не может быть признана незаконной; возложение на данных лиц обязанности внести в представительный орган проект нормативного акта противоречило бы понятию права правотворческой инициативы.

В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействия Главы города Перми и Главы администрации города Перми по не направлению в Пермскую городскую Думу проекта нормативного правого акта и возложении на них обязанности направить соответствующий проект в представительный орган.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании факта не направления Главой города Перми и Главой администрации города Перми проекта указанного нормативного акта в Пермскую городскую Думу, поскольку требования заявителя вытекают из публичных правоотношений, предметом требований является установление незаконности бездействия указанных должностных лиц, а не установление каких-либо юридических фактов. При этом сам по себе факт бездействия должностных лиц, при отсутствии незаконности данного бездействия, не имеет правового значения, и вынесение решения по требованию об установлении данного факта не соответствует полномочиям суда при рассмотрении дел об обжаловании действий и решения должностных лиц (ст. ст. 254-258 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Федосина С.Г. отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А.

 

Перейти по ссылке на данное решение на сайт суда

 

На главную

 

Страница –  http://segrif.myjino.ru/r5957.htm