На главную

 

 

Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4623/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 30 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А.,

с участием заявителя Федосина С.Г.,

представителя заинтересованного лица Шляхтина П.С., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федосина С.Г. о признании незаконным бездействия Пермской городской Думы,

у с т а н о в и л :

Федосин С.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Пермской городской Думы в части непринятия нормативного правового акта, регулирующего установление процедуры и критериев предоставления гражданам земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей. В обоснование своих требований указал, что бездействие Пермской городской Думы в вопросе принятия данного нормативного акта привело к тому, что в г. Перми отсутствует правовое регулирование процедуры и критериев принятия решения о предоставлении земельных участков под садоводство и огородничество и других аналогичных целей, что нарушает конституционные права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, поскольку он с ДД.ММ.ГГГГ не может получить в собственность земельный участок, используемый под садоводство с ДД.ММГГГ.

В судебном заседании заявитель на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять нормативный акт в сфере распределения земельных участков для целей, не связанных со строительством. Не приняв данный нормативный акт, Пермская городская Дума не исполнила требования Федерального закона.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 35, 42).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Во исполнение требований Земельного кодекса решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года № 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми согласно приложению N 1.

Как следует из материалов дела и установлено решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММГГГ, распоряжением исполнительного комитета Дзержинского районного Совета народных Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12/, за Федосиным С.Г. временно, без права возведения капитальных строений, закреплен земельный участок площадью 6 соток, находящийся <адрес>

ДД.ММГГГ Федосин С.Г. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в Дзержинском районе г. Перми, используемого им с ДД.ММ.ГГГГ как садовый участок, указав цель использования – под садоводство.

ДД.ММГГГ Департаментом земельных отношений администрации г. Перми дан ответ, согласно которому предоставление земельных участков в собственность для целей садоводства не предусмотрено решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 года № 260.

Федосин С.Г. обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части решения Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260, просил признать недействующими п.п. 1.7, п.п. 1.7.1. и абз. 6 п.п. 1.8.1 утвержденного оспариваемым решением Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории города Перми, в части запрета на предоставление гражданам земельных участков в собственность для садоводства и огородничества.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММГГГ в удовлетворении требований Федосина С.Г. отказано. При этом решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что данным нормативным актом не регулируются отношения устанавливающие процедуру предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей ведения садоводства и/или огородничества, поскольку по смыслу ст. 1 федерального закона 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», как садовый, так и огородный земельные участки, по своему статусу, в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории, предполагают возможность возведения на них капитальных или некапитальных жилых строений и хозяйственных построек, т.е. возможность осуществления их застройки.

Также судом установлено и не оспаривается сторонами, что решение, регулирующее процедуру и критерии предоставления гражданам земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей, Пермской городской Думой не принималось.

Между тем, суд не усматривает незаконного бездействия Пермской городской Думы по непринятию данного нормативного акта в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Частью 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из указанных норм усматривается, что порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что установление процедуры и критериев предоставления гражданам земельных участков для ведения садоводства и огородничества, крестьянского (фермерского) хозяйства не относится к компетенции Пермской городской Думы.

Ссылка заявителя на ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающую обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не может быть принята во внимание, поскольку предоставление земельных участков на основании Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не исключает возможности застройки данных земельных участков, следовательно, указанная правовая норма не распространяется на порядок установления процедуры предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей.

Согласно ст. 40 Устава г. Перми Пермской городской Думе принадлежит право от имени населения города Перми в пределах своих полномочий принимать решения, вступать в отношения с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти и общественными объединениями, другими юридическими и физическими лицами.

Согласно ст. 47 Устава г. Перми Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Перми, решение об удалении Главы города - председателя Думы в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Думы и иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом.

Компетенция Пермской городской Думы установлена ст. 41 Устава г. Перми, где перечислены полномочия Думы, а также установлено, что Дума осуществляет иные полномочия, отнесенные к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом.

Таким образом, принятие Пермской городской Думой нормативного правового акта возможно лишь в пределах ее полномочий, установленных федеральными законами, законами Пермского края и Уставом г. Перми. В связи с этим бездействие Пермской городской Думы по непринятию нормативного правового акта, по вопросам, не относящимся к ее компетенции, не может быть признано незаконным.

Кроме того, суд принимает во внимание возражения Пермской городской Думы о том, что разработка проектов нормативно-правовых актов не относится к компетенции Пермской городской Думы. Дума не является субъектом правотворческой инициативы и осуществляет лишь полномочия по рассмотрению поступивших проектов нормативно-правовых актов. Правотворческая инициатива реализуется субъектами правотворческой инициативы, определенными Уставом г. Перми, в форме внесения на рассмотрение Думы:

проектов решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории города Перми,

проектов решений по вопросам организации деятельности Думы,

поправок к внесенным на рассмотрение Думы проектам правовых актов.

Согласно п. 2 ст. 47 Устава г. Перми правотворческая инициатива реализуется внесением в Думу соответствующего проекта правового акта. Право вносить проект нормативного правового акта на рассмотрение Думы принадлежит Главе города - председателю Думы, депутатам Думы, комитетам Думы, рабочим группам, созданным решениями Думы, главе администрации города, а также Контрольно-счетной палате города Перми, избирательной комиссии города Перми - по вопросам, отнесенным к их компетенции; органам территориального общественного самоуправления, группам жителей (граждан) города Перми в соответствии со статьей 12.3 настоящего Устава.

Согласно Регламенту Пермской городской Думы, утвержденному Решением Пермской городской Думы от 28 августа 2007 года № 202 по проекту правового акта Думой может быть принято одно из следующих решений:

принять проект (в случае, если рассмотрение проекта осуществляется в одном чтении),

принять проект в первом чтении (за основу),

принять проект во втором чтении (в целом с учетом поправок),

направить проект на доработку (с обоснованием причин),

отклонить проект.

Принятые Думой правовые акты оформляются соответствующими решениями Думы нормативного или ненормативного характера.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии поступившего в Пермскую городскую Думы проекта нормативного правового акта на представительный орган не может быть возложена ответственность за непринятие данного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Федосина С.Г. о признании незаконным бездействия Пермской городской Думы отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А.

 

Перейти по ссылке на данное решение на сайт суда

 

На главную

 

Страница –  http://segrif.myjino.ru/r4623.htm