Проблема предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей на примере города Перми

 

Содержание:

1.      Введение.

2.      Пермские реалии. Противостояние садоводов и администрации города Перми.

3.      Юридические уловки администрации.

4.      Законодательные акты.

 

Введение

Земельные отношения в России справедливо называют одними из самых запутанных и сложных в современном законодательстве. Для примера приводим ссылку на Справку по результатам обобщения судебной практики рассмотрения федеральными судами Пермской области дел, связанных с приобретением и прекращением прав на недвижимое имущество от 23 марта 2006 года.

Некоторые статьи законов написаны так, что их однозначная трактовка невозможна. Это приводит к тому, что либо эти статьи не работают, либо их трактуют на местах совершенно произвольно.  Парадоксом является уже то, что в стране, в которой в расчёте на одного человека приходится наибольшая площадь, гражданину чрезвычайно трудно получить землю в собственность. Причину всего этого следует искать в политике правящего капиталистического класса, не заинтересованного в справедливом распределении и использовании национальных богатств, к которым относится и земля.

Рассмотрим, например, Земельный кодекс Российской Федерации, и некоторые его статьи:

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 30.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 31. Выбор земельных участков для строительства.

Статья 32. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков.

Статья 34. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

 

Из названий статей видно, что в Земельном кодексе часто используется термин «строительство», но как это ни удивительно, само определение этого термина, а также связанных с ним других терминов, в кодексе отсутствует. А ведь строительство может быть самым разнообразным – и жилищным, и промышленным, и капитальным, и садовым, и дачным, а также строительством временных сооружений и некапитальных построек жилого и нежилого назначения. Каждый вид такого строительства определяется своими собственными законодательными нормами и регламентами, что в свою очередь закладывает существенные различия в необходимый порядок предоставления и оборота земельных участков. Но законодатель не стал разбираться в этом вопросе, чем и создал гражданам России бесконечную череду проблем.

По всей видимости, для определения понятия "строительство" следует использовать статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Согласно статье 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статья 16 ЖК РФ жилым домом признаёт индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Из статьи 30 Земельного кодекса следует, что предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, что включает в себя:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

 

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

 

По отношению к данным нормам, жилищное строительство имеет дополнительные особенности, отражённые в статьях 30.1 и 30.2.

В комментариях к Земельному кодексу понятия "здания" и "сооружения" рассматриваются следующим образом:

 «Признание в установленном порядке объекта в качестве здания и сооружения означает признание его недвижимым имуществом и тем самым определение соответствующего его правового режима. На законодательном уровне эти понятия не определены. Наряду с указанными терминами в законодательстве широко используется также термин "строение". Определение данных понятий содержится в ряде ведомственных нормативных актов.

Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, подразделяет все здания на две основные категории: нежилые и жилые. К понятию "здания (кроме жилых)" относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и проч.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу.

Жилыми признаются здания, предназначенные для невременного проживания. К ним относятся также передвижные щитовые домики, плавучие дома, прочие здания (помещения), используемые для жилья, а также исторические памятники, идентифицированные в основном как жилые дома.

Сооружениями являются инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

В Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденном Постановлением Госстроя России от 7 мая 2001 г. N 45, приводится определение временных зданий и сооружений. К этой категории относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения не являются недвижимым имуществом».

Зададимся теперь следующими вопросами: Является ли дачный, садовый дом жилым домом? В чём различие жилого строительства от садового, огородного и дачного строительства? Подпадает ли предоставление земельных участков для садоводства (огородничества) и дачного хозяйства под действие статьи 30, или следует использовать статью 34 Земельного кодекса?

Обратим вначале внимание на то, что в статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Огородный земельный участок – это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории). Дачный земельный участок представляет собой земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Как видно, здесь появляется новое и вновь не определённое понятие  – жилое строение, которое может быть ещё капитальным и некапитальным. При предоставлении земли под огород допускается в том числе и предоставление права возведения некапитального жилого строения. С другой стороны, считается, что  государственная регистрация места проживания (пребывания) в садовом домике невозможна в том случае, когда инфраструктура дома выполнена согласно СНиП в упрощённом виде (вода для хозяйственно-бытовых нужд, централизованной канализации нет, мощность электрооборудования в среднем 3 Квт и др.), что не пригодно для постоянного проживания. 

В свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается его целевое назначение или вид целевого использования: для индивидуального жилищного строительства; для ведения личного подсобного хозяйства; дачный участок; садовый участок; огородный участок и т.д. Согласно статье 284 ГК РФ, «Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трёх лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование».

По своему смыслу предоставление земельных участков для целей садоводства, огородничества, а также в некоторой части для личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, дачи и т.д. связано с производством сельскохозяйственной продукции и аналогичными целями, но никак не с целью индивидуального жилищного строительства. Возведение жилых строений, даже капитального жилого дома на дачном участке, не означает здесь жилищного строительства, поскольку с юридической точки зрения важно именно назначение предоставления земельного участка. В частности, на подобных участках можно вообще ничего не строить, однако на садовом или огородном участке обязаны быть плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель.

Согласно подпункту 1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, «выдача разрешения на строительство не требуется в случае  строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства». Как видно, такое строительство кардинально отличается от жилищного строительства, поскольку юридически  не связано ни с целью использования участка (целевым назначением), ни с условием получения разрешения на строительство. 

Отметим теперь следующие обстоятельства. Земли населенных пунктов согласно статье 85 Земельного кодекса РФ и нормам градостроительного законодательства подразделяются на территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные территориальные зоны. Эти зоны фактически имеют правовой режим, аналогичный правовому режиму соответствующих категорий земель. В то же время это земли населенных пунктов. По существу, к указанным зонам применяется двойной правовой режим. Эта коллизия разрешена в Земельном кодексе только по отношению к зонам особо охраняемых территорий. Так, согласно п. 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов.

Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения устанавливаются статьями 88 - 93 Земельного кодекса РФ и учитываются при проведении зонирования территорий. Однако, в каком порядке и какие органы должны учитывать эти особенности при зонировании, в законодательстве не указано.

Существует зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Это зонирование также принципиально отлично от зонирования территорий. Согласно статье 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В отличие от зонирования территорий на землях населенных пунктов зонирование территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений преследует более узкую цель - определить возможность размещения садовых, огородных и дачных земельных участков, и оно может осуществляться на землях разных категорий. Порядок и условия проведения такого вида зонирования в законодательстве не установлены.

Порядок определения разрешенного использования земельного участка в иных случаях предоставления земель, т.е. для целей, не связанных со строительством, ни в Земельном кодекса РФ, ни иных федеральных законах также не урегулирован.

Разрешенное использование земельного участка может определяться в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").

С учётом изложенного попытаемся ответить на поставленные выше вопросы. Во-первых, дачный дом может быть жилым домом, а садовый дом может быть жилым строением без права регистрации проживания в нём, либо жилым строением с правом регистрации в том случае, если судом будет установлено, что это жилое строение пригодно для постоянного проживания и находится в черте поселения. Во-вторых, жилищное строительство обязательно требует получения разрешения на строительство, указывается как юридическая цель использования земельного участка, причём в случае отсутствия строительства в течение трёх лет после получения участка данный участок может быть изъят. Ничего этого нет в отношении садового, огородного и дачного строительства. И в третьих, порядок предоставления гражданам земельных участков для садоводства (огородничества) и дачного хозяйства, других аналогичных целей, если земля для этих целей выделяется из государственной или муниципальной собственности, регулируется статьёй 34 Земельного кодекса РФ, поскольку всё это цели, юридически не связанные со строительством. Если же земля предназначается гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, и является не государственной или муниципальной, а землёй сельскохозяйственного назначения, то здесь применяется статья 81 Земельного кодекса РФ.

Добавим к изложенному, что согласно пунктов 1 и 2 статьи 33 Земельного кодекса РФ:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Это означает, что органы местного самоуправления должны принять нормативные правовые акты о максимальном размере земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Вышесказанное подтверждается "Комментарием к Земельному кодексу Российской Федерации" (постатейный), 2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова, "Издательство Тихомирова М.Ю.", 2007, в котором указывается следующее:

«Комментарий к статье 34

1. В статье установлены общие правила, определяющие порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством. Речь идет, в частности, о земельных участках, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства. Подчеркнем, что правила комментируемой статьи применяются только тогда, когда указанные в ней земельные участки предоставляются гражданам. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам данная статья не регулирует».

 

Аналогичный по смыслу комментарий содержится и в следующих изданиях:

"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации", (постатейный), 2-е издание, переработанное, Крассов О.И., – Норма: ИНФРА-М, 2010 г. – 369 с.

"Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации", Сухова Е.А. "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008, 218 стр.

 

Однако фактически некоторые органы местного самоуправления в России не принимают необходимых нормативных правовых актов о максимальном размере земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно. Они также нарушают требования статьи 34  Земельного кодекса РФ о том, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений...»

К редким исключениям относятся следующие нормативные акты, принятые во исполнение статьи 34  Земельного кодекса РФ:

1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 03.05.2000 N 26-ОЗ "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре".

2. Решение Совета муниципального образования Абинский район от 26.03.2009 N 1263-с (Краснодарский край, город Абинск, улнтернациональная, 31 кабинет № 12 «а».) «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством».

 

Пермские реалии. Противостояние садоводов и администрации города Перми

Уточним, что в данном разделе мы будем в основном говорить не о тех садоводах, которые уже входят в состав садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, а о тех гражданах, которые только хотят стать садоводами, не входя при этом в состав данных объединений, то есть хотят вести садоводство в индивидуальном порядке, для чего просят администрацию города Перми предоставить им земельные участки на территории города Перми. К этой же самой группе, что и садоводы, мы будем относить и тех граждан, которые хотят стать огородниками, дачниками, фермерами, иметь подсобное хозяйство и т.д., поскольку их проблемы в основном те же самые.

На возможность ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке указывается в пункте 1 статьи 8 Федерального закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан": «Граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке».

Какова же ситуация в городе Перми с выделением земельных участков садоводам?

Решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. N 260 "Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" было принято во исполнение требований статьи 34 Земельного кодекса. Согласно пункта 1.7.1. этого решения, «в собственность земельные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для увеличения ранее предоставленного под объекты недвижимости, предназначенные для жилья, земельного участка до максимальных размеров в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми и градостроительными регламентами». Стандартными целями предоставления земельных участков являются:

размещение автостоянок открытого типа,

открытое складирование (в частности, черных и цветных металлов, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.),

организация мест отдыха,

благоустройство территории,

увеличение ранее предоставленного под объекты недвижимости земельного участка до максимальных размеров, установленных решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 188 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых в собственность на территории города Перми",

размещение стационарных объектов мелкорозничной сети.

 

Как видно, согласно данному решению получить в собственность земельный участок будущий садовод не может. В ответ на заявления граждан о предоставлении земельного участка для садоводства они получали стандартный ответ от Департамента  земельных отношений администрации города Перми:

«Уважаемый _______. Рассмотрев Ваше заявление о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу  ________, сообщаем следующее. Порядок и условия предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми установлены решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. N 260 "Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок). Указанным порядком не предусмотрено предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность для заявленных целей. Согласно пункту 1.7 Порядка указанный земельный участок может быть предоставлен в аренду. На основании изложенного просим Вас уточнить вид права, на котором испрашивается земельный участок, и внести соответствующие изменения в Ваше заявление».

 

Что должны были думать граждане после получения такого ответа? Что есть решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. N 260, которое препятствует получению земли в собственность, но не запрещает получение её в аренду. После этого граждане обычно переписывали свои заявления и пытались получить землю хотя бы в аренду. Мог ли кто-нибудь из них предполагать, что администрация города Перми в лице Департамента  земельных отношений администрации города Перми занимается прямым и вероятно самым грандиозным по масштабам обманом граждан своего города? Данный обман вскрылся 18 января 2011 года, когда Ленинский районный суд города Перми в своём решении по делу N 2-1199/2011 постановил:

«Решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. № 260 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми», не регулирует отношения, устанавливающие процедуру предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей ведения садоводства и огородничества».

В этом же решении Ленинского районного суда города Перми указывается, что Пермская городская Дума до сих пор не приняла правовой акт, регулирующий установление процедуры и критериев предоставления земельных участков для садоводства и/или огородничества и других аналогичных целей, в том числе порядка рассмотрения заявок и принятия решения по ним органами местного самоуправления, в рамках осуществления отдельных государственных полномочий.

Начиная с 23 октября 2007 года и по 23 июня 2009 года, согласно первой редакции решения Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. № 260, при Департаменте  земельных отношений администрации города Перми действовала комиссия по предоставлению земельных участков, в которую в обязательном порядке входили депутаты Пермской городской Думы, принявшие решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. № 260. Данная комиссия и депутаты в составе этой комиссии, принимали решения, следует ли выделять тот или иной участок для садоводства, автостоянки и т.д. В таком случае, если эти депутаты знали, что решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. № 260 не регулирует отношения, устанавливающие процедуру предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей ведения садоводства и огородничества, то на каком основании они отказывали в постановлениях своей комиссии в предоставлении земли для садоводства гражданам со ссылкой на это решение Пермской городской Думы? В то же время, принимая решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. № 260, депутаты не могли не знать, что конкретно регулирует принятое ими постановление (если бы это было не так, то таким депутатам явно не место в Пермской городской Думе). Отсюда усматривается сговор администрации города Перми и Пермской городской Думы в непринятии нормативного правого акта местной администрации, регулирующего вопросы предоставления земельных участков из муниципальных земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и аналогичных целей, и во введении граждан города в заблуждение относительно перспектив получения земельных участков в собственность.

 

В решении Ленинского районного суда города Перми от 22 июня 2009 года по делу №2-2388/2009 устанавливается, что правовое положение функциональных органов Администрации города Перми – Департамента планирования и развития территории города Перми и Департамента земельных отношений администрации города Перми – не предусматривают осуществления полномочий по учёту заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, определения очерёдности их предоставления, утверждению списков граждан, подавших заявления о предоставлении земельных участков и т.д. Это означает, что администрация города Перми бездействует также и в отношении исполнения полномочий, вытекающих из статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

С целью побудить Пермскую городскую Думу исполнить требования закона и принять нормативный акт, регулирующий вопросы предоставления земельных участков из муниципальных земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и аналогичных целей, было подано соответствующее заявление в суд. В решении Ленинского районного суда города Перми от 30 ноября 2011 года по делу N 2-4623/11 суд пришёл к выводу о том, что при отсутствии поступившего в Пермскую городскую Думу проекта нормативного правового акта на представительный орган не может быть возложена ответственность за непринятие данного акта.

Следующим шагом стала попытка признания в судебном порядке факта бездействия Главы города Перми - Председателя Пермской городской Думы Сапко Игоря Вячеславовича, и Главы администрации города Перми Маховикова Анатолия Юрьевича, в части не направления проекта правового нормативного акта, регулирующего установление процедуры и критериев предоставления гражданам земельных участков из муниципальных земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и других аналогичных целей, для рассмотрения в Пермской городской Думе, и признания незаконным такого бездействия. Решение Ленинского районного суда города Перми от 21 февраля 2012 года по делу N 2-5957/11 было обжаловано в апелляционной и в кассационной инстанции (апелляционная жалоба, замечания заявителя на возражения представителей заинтересованных лиц, апелляционное определение), также подано заявление в прокуратуру.

При этом выяснились следующие обстоятельства. Администрация города Перми в декабре 2010 года направляла в Пермскую городскую Думу на изучение и рассмотрение проект закона Пермского края «О порядке предоставления гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства» в декабре 2010 года. В ответе из Пермской городской Думы от 12 апреля 2011 года № И-01-01-02-360 указывается, что проект закона почему-то связывается лишь со статьёй 81 Земельного кодекса РФ, и предполагает предоставление гражданам и их объединениям земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства вне границ населённых пунктов и за плату. При этом в проекте был заложен отказ от бесплатного предоставления земельных участков, хотя федеральный закон от 15.04.98 № 66-ФЗ обеспечивает бесплатную передачу земельных участков в собственность. Проект закона оказался настолько не готовым, что в нём отсутствовало финансово-экономическое обоснование для администрирования процесса в органах местного самоуправления. Тем не менее учитывая актуальность вопроса предоставления земельных участков для ведения садоводства и огородничества, данный проект был направлен и.о. председателя  Пермской городской Думы Ю.А. Уткиным главам муниципальных образований Пермского края для обсуждения и возможных предложений.

Однако 22.06.2011 года и.о. администрации города Перми С.Н. Южаков в письме № СЭД -01-54-254 на имя главы города Перми – председателя Пермской городской Думы И.В. Сапко отозвал законопроект Пермского края «О порядке предоставления гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства», без всякой его доработки и дальнейшего изучения. В качестве обоснования в письме указывалось на то, что несмотря на письменные обращения граждан в администрацию города Перми о предоставлении земельных участков, учёт этих заявлений не ведётся, так что определить количество таких обращений и потребность в самом законе не представляется возможным ??? Отсюда видно, что администрация города Перми не только бездействует в направлении в законодательные органы проектов законодательных актов Пермского края или города Перми по регулированию процедуры и критериев предоставления земельных участков для садоводства и/или огородничества и других аналогичных целей, но и пытается вообще отмахнуться от поставленной проблемы. Подобная позиция администрации города Перми вызывает недоумение – как можно обосновывать своё бездействие в разработке проекта нормативного акта города Перми или закона Пермского края своим бездействием в учёте количества заявлений граждан на предоставление земельных участков и оценке на этой основе потребности в соответствующем законном акте?

Из данных документов видно, что администрация города Перми долгие годы бездействует при решении вопроса о предоставлении земельных участков для целей садоводства и аналогичных целей, а отзыв указанного выше законопроекта 22.06.2011 года из Пермской городской Думы без возможности его доработки только усугубляет ситуацию для граждан Перми.

Во исполнение требований статьи 33 Земельного кодекса РФ были приняты Закон Законодательного Собрания Пермской области от 2 сентября 2003 года N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность", а также Решение Пермской городской Думы от 8 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории города Перми". В данном решении Пермской городской Думы указывается максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Указанное Решение Пермской городской Думы от 8 ноября 2005 г. N 188 является доказательством того, что Пермская городская Дума всё таки обязана регулировать на территории города Перми отношения, связанные с предоставлением земли для садоводства, против чего, как это ни странно, выступал в суде представитель Пермской городской Думы, утверждая, что это не входит в полномочия Думы.

Одним из возможных способов, кроме обращений граждан к депутатам и в местную администрацию, при решении вопроса о предоставлении земельных участков для целей садоводства и аналогичных целей на территории города Перми, могло бы стать коллективное обращение граждан с проектом нормативного правого акта в Пермскую городскую Думу. В частности, согласно Решения Пермской городской Думы от 24 октября 2006 г. N 283 «Об утверждении положения об участии населения в осуществлении местного самоуправления», проекты нормативных правых актов могут направлять инициативные группы граждан количеством более 20 человек, получившие в установленном порядке разрешение на сбор подписей в количестве не менее 450 подписей. Это могут сделать также территориальные общественные самоуправления и общественные объединения.

 

Юридические уловки администрации

С целью судебной защиты органов власти юридические службы данных органов зачастую идут на любые, даже явно незаконные действия, включая давление на судей и подложные доказательства, при этом широко используют одни и те же отписки и псевдодоказательства. Нет смысла говорить о том, почему юридические службы стоят на защите органов власти, а не стараются соблюдать нормы закона. В условиях, когда в стране осуществляет диктатуру правящий капиталистический класс, в случае необходимости нормы закона либо корректируются в угоду правящему классу, либо просто игнорируются и замалчиваются.

Мы уже упоминали о том, что администрация города Перми в лице Департамента  земельных отношений администрации города Перми, зная точно, что Решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. N 260 "Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", не регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков для целей садоводства и аналогичных целей, тем не менее в течение нескольких лет со ссылкой на данное Решение отказывало гражданам Перми в предоставлении земельных участков.

Другой распространённый способ – объявить, что имеющийся у гражданина документ о предоставлении земельного участка, выданный ему много лет назад, уже устарел и недействителен. При этом делаются ссылки на земельное законодательство того времени, когда был выдан документ (например, на Земельный кодекс РСФСР). Однако подобные ссылки во многих случаях являются подложными и незаконными доказательствами, поскольку в настоящее время действует новый Земельный кодекс РФ, и существует переходный Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также имеется Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и другие законы. Согласно этим законам, при наличии практически любых документов о предоставлении земельного участка, полученным до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, такой земельный участок считается предоставленным в собственность гражданину.

Часто встречается такая причина отказа в предоставлении земельного участка, как наличие на земельном участке самовольно построенного строения, например, садового домика. Однако, как было показано в решении Дзержинского районного суда города Перми от 26.03.2010 по делу №2-150/10,  «возможность получения гражданами земельных участков для ведения садоводства в индивидуальном порядке может быть осуществлена в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ». При этом порядок получения земельного участка, описанный в этой статье, не требует представления в уполномоченный орган местного самоуправления ни документов на право пользования участком (если такой документ был выдан ранее и был предоставлен участок), ни документов о наличии (отсутствии) на участке строения. Кром этого, если строение было построено в то время, когда на участок имелись действительные документы на право его использования, то такое строение не может быть признано самовольно построенным, поскольку для строительства на садовом или дачном участке разрешения на строительство не требуется (подпункт 1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

В ряде случаев Департамент  земельных отношений администрации города Перми ссылается на то, что земельный участок находится в территориальной зоне, где садоводство запрещено, и не предоставляет участок. В таких случаях обязательно следует сделать проверку и направить письмо в Департамент планирования и развития территории города Перми с просьбой сообщить, в какой территориальной зоне находится земельный участок (указать адрес участка, приложить схему расположения и т.д.) и какие цели использования земли возможны в данной зоне.

Стандартным приёмом в письмах Департамента  земельных отношений администрации города Перми и в отзывах в суд является указание на то, что земельный участок не поставлен на кадастровый учёт, не является объектом гражданско-правовых отношений и предоставить его нет возможности. Это заведомо ложное утверждение. В частности, в кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2010 года по делу N 33-9931 указывается, что земельный участок может быть предоставлен в собственность согласно п. 9.1 ст. 3 федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», а также следующее:

«Отсутствие кадастрового учёта земельного участка не влечёт отмену решения, поскольку отсутствие документов кадастрового учёта не препятствует регистрации права собственности на спорный земельный участок на основании решения суда в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Более грубым нарушением прав граждан является отписка Департамента земельных отношений администрации города Перми, в которой утверждается, что предоставление гражданам земельных участков для садоводства и аналогичных целей возможно только в рамках Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и что другого порядка приобретения земельного участка для ведения садоводства действующим законодательством не предусмотрено. Другими словами, получить землю в собственность, по мнению чиновников, можно только садоводам, состоящим членами некоммерческих объединениях граждан.

Однако это полностью противоречит ст. 36 Конституции РФ: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю... Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона».

Это противоречит также п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ: 

«Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц».

Согласно п.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ: 

«Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности».

Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ «Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством»:

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения

В ст. 34 Земельного кодекса РФ указывается точный порядок предоставления земельных участков из муниципальных земель для целей, не связанных со строительством (сюда попадает и садоводство и огородничество как цели, юридически связанные лишь с порядком использования земли, но не со строительством, которое возможно, но не обязательно).

В решении Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2011 года указывается следующее:

«В данном случае, отношения по поводу предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей садоводства и огородничества, и оформления прав на них, в т.ч. права собственности, регулируются положениями Земельного кодекса РФ, федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях».

Таким образом, на самом деле существует несколько законов, регулирующих предоставление земельных участков для садоводства, и гражданину совсем не обязательно вступать в садоводческое некоммерческое объединение граждан, поскольку ему не запрещено законом получить земельный участок и вести садоводство в индивидуальном порядке.

 

Законодательные акты:

Земельный кодекс Российской Федерации

Комментарий к земельному кодексу Российской Федерации (О.И. Крассов, 2009 год)

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 

Закон Законодательного Собрания Пермской области от 2 сентября 2003 года N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность"

Закон Пермского края от 1 декабря 2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае"

Решение Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. N 260 "Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми"

Решение Пермской городской Думы от 13 марта 1996 г. "УСТАВ ГОРОДА ПЕРМИ"

Решение Пермской городской Думы от 8 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории города Перми"

Решение Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Перми»

Решение Пермской городской Думы от 24 октября 2006 г. N 283 «Об утверждении положения об участии населения в осуществлении местного самоуправления»

Решение Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2011 года по делу №2-1199/2011

 

На главную

Страница – http://segrif.myjino.ru/pr.htm